Великие русские композиторы 19 века — биография и творчество — список топов

Великие русские композиторы 19 века - биография и творчество

Люди.

Расцвет русской классической музыки пришелся на вторую половину XIX века до конца XVII века. Профессиональное музыкальное искусство в России существовало только в виде церковных песнопений.

В конце XVIII в. В первой четверти XIX века начали формироваться государственные композиторские школы (Д. Бортнянский, М. Березовский, Е. Фомин, И. Хандошкин). Они считают его "предклассическим" периодом. Классический период русской музыки начался с творчества композиторов М. И. Глинки и А. С. Даргомысского.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851)

Александр Александрович Алябьев

Знаменитые русские композиторы предклассического и классического периодов.

Наиболее известный как автор "Соловья", романса на стихи А. Дельвига, он оставил богатое музыкальное наследие: шесть опер, восемь водевилей, один балет, 200 романсов, симфонии, музыку для спектаклей, увертюры, хоровые и инструментальные произведения.

Алябьев - человек драматической судьбы. Его жизнь разделилась на две контрастные части: первая была счастливой, вторая - полной страданий и печали.

Он родился в Тобольске, где его отец был губернатором. Позже семья переехала в Санкт-Петербург, где Александр прославился на горной службе. Начались серьезные занятия музыкой.

Его первые произведения (первый струнный концерт, романсы и фортепианные пьесы) были опубликованы уже в Москве, куда он переехал в 1804 году.

В связи с Отечественной войной 1812 года Алябьев покинул ряды волонтеров, был ранен и награжден. Однако после окончания войны военная карьера перестала его привлекать, и он вышел в отставку. Он жил попеременно в Москве и Санкт-Петербурге. Он познакомился и сблизился со многими деятелями культуры: И. Крылов, В. Одоевский, и, Грибоедов и другие составили массу.

В 1825 году он был арестован по подозрению в убийстве одного помещика во время карточной игры; три года длился суд, но вина не была доказана, однако он был лишен всех прав и дворянского звания, сослан в Сибирь. Сестра Екатерина добровольно последовала за своим братом в изгнание. Император Николай I не принял хода, чтобы смягчить свою участь - Алябьев был близок к рецидиву.

Но даже в изгнании он сочинял: создал третий квартет с вариациями на тему "Соловья", балет "Волшебный барабан" и записал песни русского народа.

После возвращения из ссылки он жил на Кавказе в Оренбурге Московской области.

Он умер в Москве 22 февраля 1851 года и был похоронен в Симоновом монастыре в гробнице Алябьева.

Творческое наследие огромно, но не все созданное одинаково.

Современным меломанам наиболее известны романсы А. Алябьева:.

  • Соловей" (1826), на стихи А. Дельвига.
  • Вечерний звон" (1828) на стихи И. Козлова.
  • Зимняя дорога" (1831) на стихи А. Пушкина.
  • "Я полюбил тебя" (ок. 1831) на стихи А. Пушкина.
  • Бедняки" (ок. 1851), на стихи Беланжи.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Михаил Иванович Глинка

Он стал первым русским композитором мирового значения и первым русским композитором-классиком.

Будучи Пушкиным поэзии, Глинка гармонировал с музыкой и воплощал идеи патриотизма, красоты жизни, торжества разума и справедливости.

Родина М.И. Глинки происходит из имения ее отца, села Новоспасское Смоленской области. Ранние годы мальчика прошли под полным влиянием бабушки, которая фактически не позволяла матери заниматься воспитанием сына.

Только после ее смерти будущий композитор начал заниматься воспитанием своей матери. Она заметила музыкальные способности мальчика, и с 10 лет он начал осваивать такие инструменты, как флейта, фортепиано и скрипка. Круг его интересов был широк. Он играл в крепостном оркестре своего дяди, рисовал, читал и мечтал о путешествиях.

В возрасте 13 лет он начал обучение в благородном пансионе. Там его учителем стал будущий рецидивист В. Кюхельбекер. На художественное и нравственное становление молодого человека большое влияние оказали события того времени. Восстание тайных игроков, общая атмосфера литературно-политического конфликта, А. А. Мицевич.

Он завершил свое музыкальное образование в Берлине и задумался о создании русской оперы. Вернувшись в Санкт-Петербург, он написал оперу "Иван Сусанин". Сюжет был подсказан В. Жуковским.

Премьера состоялась в 1836 году в Большом театре в Санкт-Петербурге. Главная тема оперы - подвиг Ивана Сусанина, русского крестьянина, который пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти родину от врага.

Затем началась работа над оперным сленгом и Людмилой (сюжет поэмы Пушкина), был написан романс на стихи поэта и создана первая версия "Вальса-фантазии". Одновременно он занимался преподавательской деятельностью.

Интересно! В 1840 году композитор написал романс "Я помню чудные мгновенья" на стихи Пушкина и посвятил его Екатерине Кан, дочери Анны Петровны Кан, которой Пушкин адресовал эти стихи.

М. И. Глинка умер в Берлине от хронической болезни, усугубленной простудой, и там же был похоронен в 1857 году. Его сестра Людмила настояла на его перезахоронении на Тихбинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Op.

  • 2 оперы ;
  • 6 Симфонические произведения;
  • 7 инструментальных произведений для фортепиано, альта, струнного квинтета, корзины, фортепиано и фортепианного цикла.
  • Более 20 романсов, самые известные из них, стихотворения Э. Балатинского 'Не соблазню', 'Сомнение', 'Жаворонок', 'Проходная песня' Н. Кукольника, 'Я помню чудное мгновенье' на стихи А. Пушкина 'Я помню чудное мгновенье'.

ВАЖНО! Гимн Российской Федерации в 1990-2000 годах; существовала "патриотическая песня" М. Глинки.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Александр Сергеевич Даргомысский

А. Даргомирский - один из величайших представителей русской классической музыки.

Он родился в Березовском районе Тульской области в имении своего отца; в возрасте четырех лет он переехал с семьей в Санкт-Петербург. Я получил прекрасное домашнее образование. Я начал заниматься музыкой в возрасте семи лет (фортепиано, скрипка, пение). Он начал сочинять музыку, но это не поощрялось его учителями. По мере взросления он выступал как пианист и стремился сочинять, но не имел достаточных знаний.

Молодой человек вел светский образ жизни и общался с поэтами, художниками и музыкантами. Знакомство с Глинкой станет поворотным моментом в его судьбе - молодого музыканта подружили и объединили общие интересы. Искренняя дружба длилась 22 года.

Он видел, как Глинка работал над "Иваном Сусаниным", посещал оперные репетиции и твердо решил начать сочинять музыку. Его привлекали образы обычных людей, разные человеческие характеры, и он объявил, что "унижен и оскорблен", поэтому его первой оперой стала "Эсмеральда" (1839), по Гюго - Рим, собор Парижской Богоматери. Однако премьеры пришлось ждать почти десять лет.

То же самое произошло с кантатой "Торжество Вакха", которая была переработана в балет и поставлена почти 20 лет спустя. Однако Даргомыжский не переставал сочинять. Романтика была особенно успешной.

В 1844 году он посетил австрийскую Германию во Франции и в 1950-е годы написал ряд романсов с ярко выраженной ориентацией "Червак", "Почетный советник" и "Старый капрал".

Его опера "Русалка" (1855), написанная по пьесе Пушкина, считается открытием нового направления в художественной и психологической бытовой драме русской оперы.

Он умер, не закончив оперу "Каменный гость", 17 января 1869 года. Ее завершили Римский-Корсаков и Кви.

Он был похоронен на Тихбинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Глинка и Даргомыжский - гениальные русские композиторы. По силе таланта Даргомыжский не уступал Глинке, но так получилось, что ему всегда приходилось быть "вторым".

Все новаторские идеи принадлежали Глинке, а Даргомыжский следовал за ним, но у него были свои достижения, он реформировал основные формы, создал основные речевые интонации и усилил психологические характеристики персонажей. Преподавание на протяжении многих лет.

Творческое наследие: шесть опер, четыре симфонических произведения, множество романсов и фортепианных произведений.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)

Петрович Мусоргский, ненавязчивый

Гениальный русский композитор, смелый и дерзкий новатор XIX века, человек патриотизма, высокого национального самосознания, сильного темперамента и трагической судьбы, чьи произведения опередили свое время.

М. П. Мусоргский - сын помещика и аристократа из старинного рода Рюриковичей. Она родилась в деревне в Калево-Псковской области. Вместе со своим братом она находилась на домашнем обучении. Музыкальный дар проявился рано. Он занимался музыкой под руководством матери, а затем у профессиональных педагогов.

Однако семья не была причастна к профессии, а 10-летний скромняга и его брат были идентифицированы как сторонники охранников. Они также относились к музыке как к развлечению и не поощряли серьезных занятий. Однако успешные в военном деле юноши мечтали о серьезном изучении музыки и серьезном образовании в целом.

В 1856 году в гвардию поступил молодой офицер. Однако военная карьера не состоялась. Знакомство с композитором "Могучих гор" полностью изменило его судьбу.

Это важно знать! Могучая кучка" ("Балакиревский кружок") - творческое объединение русских композиторов середины XIX века, основанное Балакиревым. В него также входили Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин.

Основные творческие принципы "Кучкоста" - национальность и народность. Тема творчества, по их мнению, должна быть связана с образами народной жизни, историческим прошлым России, народным эпосом и сказками. Мусоргский, демократ по убеждениям, стал самым радикальным членом объединения.

Интересно. Никто из молодых композиторов не имел специального образования. Мусоргский был солдатом Кюи, Римский-Корсаков - моряком, а Бородин - химиком.

В 1858 году Мусоргский подал прошение об отставке и с головой погрузился в музыку. Он хотел сочинить, он торопился наверстать упущенное. Иногда он так и не приступал к работе, поэтому три его оперы остались незавершенными.

Он обратился к симфонической музыке и создал шедевр - "Ночь на Лысой горе" (1867). Он обратился к вокальной музыке - "Светик Савишна", "Сиротка", "Калистраты", "Колыбельная Еремушке" Н. Некрасова и др. и другие песни.

Вершиной творчества композитора стала опера "Борисгоднов" на материале трагедии А. Пушкина и "Истории государства Российского" Н. Карамзина, впервые исполненная в 1874 году на сцене Маринского театра в Санкт-Петербурге.

Идея другой оперы - "Кованчина" - родилась у него во время работы над "Годуновым". Он сам написал сценарий. Из-за широты материала, который не вписывался в рамки оперы, новая работа была трудной. Более того, Балакиревский кружок был распущен, и композитор тяжело пережил это событие.

В 1868 году Мусоргский начал службу чиновником в лесной службе, но для сочинения музыки оставались только вечера и ночи, что привело к сильному переутомлению и депрессии. Кроме того, вместе с Хованщиной он работал над комической оперой "Сорчинская ярмарка" на сюжет Гоголя.

Шедевром Мусоргского стал фортепианный цикл "Картинки с выставки" (1874), музыкальная иллюстрация к картине художника В. Гартмана, который был его другом и внезапно умер в возрасте 39 лет. Его смерть стала сильным потрясением для композитора.

В последние годы Мусоргский скрывался за многими обстоятельствами. Обрушение "могучей горы", которое он воспринял как предательство. Непонимание его работы академическими музыкантами. Отвержение его нововведений даже конкурентами его друзей. Нервные срывы случаются чаще. Началась зависимость от алкоголя.

Композитор умер 28 марта 1881 года в военном госпитале в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Тихбинском кладбище в Александро-Невской лавре.

Музыка М. Мусоргского оказала глубокое влияние на все поколения русских и зарубежных композиторов.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков

В 1871 году в стенах Санкт-Петербургской консерватории появился молодой профессор. Ему было всего 27 лет.

Интересно! Не имея особого музыкального образования, Бородин уже был автором "Романса об оркестровых произведениях" и работал над оперой "Пушковит".

Местом рождения Римского-Корсакова был город Тихвин в Новгородской области. В их семье мужчины служили на флоте, и они подготовили для него поле деятельности, но музыкальные способности мальчика проявились очень рано. Он брал уроки музыки у случайных людей, в маленьком городке не было хороших учителей. Он начал сочинять музыку в возрасте 11 лет.

В 1856 году он поступил в морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во время учебы он часто посещал оперный театр, а уроки игры на фортепиано давал профессиональный пианист, который разглядел талант композитора и познакомил его с членами "могучей горы". Римский-Корсаков начал сочинять свою первую симфонию.

Окончив кадетский корпус, я на три года отправился в кругосветное путешествие, и началась интенсивная работа: самообразование, служба инспектором духовых оркестров в военно-морском ведомстве, дирижирование, бесплатная музыкальная школа, обработка народных песен, преподавание в консерватории, сочинение музыки...

Он умер от сердечного приступа 21 июня 1908 года в возрасте 67 лет. Он был похоронен на Тиквинском кладбище в Александро-Невской лавре.

К . Римский-Корсаков был автором 15 опер, самые известные из которых.

  • Майская ночь" (1880), по мотивам повести Н. Гоголя.
  • Снегурочка (1881), по пьесе А. Островского.
  • Ночь перед Рождеством" (1895), по мотивам повести Н. Гоголя.
  • Садко" (1896), основанный на эпической поэме о гаслинском Садко.
  • 'Моцарт и Сальери' (1898) a. По произведению Пушкина.
  • 'Сказка о царе Салтане' (1900), та же сказка А. По Пушкину.
  • 'Золотой петушок' (1907) По А. Пушкину.

А. Пушкин, Л., Мейя, А., Фет, М., Лермонтов, А. К., написали 79 романсов в стихах. Толстой, Г., Гейне, Д., Байрон.

Автор создал 17 симфоний, оркестров и хоров a capella. Он написал учебник по основам гармонии и оркестровки.

37 лет отдал преподаванию Римского-Корсакова. Среди его учеников были известные русские композиторы-классики А. Арене, А. Глазунов, А. Лядов, М. Иполитов-Иванов, И. Стравинский, А. Греков, С. Прокофьев и другие.

Важно! После смерти Мусоргского Римский-Корсаков отредактировал и завершил многие его произведения, закончил "Хованщину", создал новую редакцию "Годунова" и добился постановки на сцене Императорской оперы.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

Александр Порфирьевич Бородин

Бородин был ученым-химиком и врачом. Его творческое наследие не столь велико, но оно отличается глубиной содержания, разнообразием жанров, классической гармонией форм, но его считают великим композитором.

Глинка продолжил свою музыкальную карьеру в создании русских эпических опер.

Александр был внебрачным сыном князя Гедианова и был записан на имя дворового человека Порфирия Ивановича Бородина. Он родился в Санкт-Петербурге. Он получил прекрасное домашнее образование, с ранних лет отличался разносторонними способностями, но особенно любил музыку. Он играл на фортепиано, виолончели и скрипке, с ранних лет начал сочинять музыку и в то же время страстно увлекался химией.

В 1856 году он окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию и занялся наукой. Однако он не оставил музыку. Он был прекрасным исполнителем, изучал технику композиторов и написал несколько песен в стиле городского романса, трио для двух скрипок и виолончели и др.

После успешной защиты диссертации он стал врачом и был направлен на трехлетнюю стажировку в Гейдельберг (Германия), где находились другие молодые ученые: Менделеев, Сесенов. Там он защитил восемь научных диссертаций по химии, которые принесли ему известность, и писал музыку.

В 1862 году он вернулся в Россию и стал профессором Медико-хирургической академии, где читал лекции и давал практические занятия до конца жизни. Он познакомился с Балакиревым и стал членом "Могучей кучки".

Композитор стал известен в начале 80-х годов XIX века. Его произведения часто исполнялись и получали признание в России и Европе.

В последние годы он часто болел и умер от сердечного приступа 27 февраля 1887 года.

Самым значительным произведением Бородина является опера "Князь Игорь", по "Слову о полку Игореве". Он работал над ним 18 лет, но так и не завершил его. Премьера оперы состоялась в 1890 году в Маринском театре в Санкт-Петербурге под редакцией Корсакова и Глазонова.

А. Бородин - автор двух симфоний и одной симфонии для фортепиано в 2, 3 и 4 руки, 16 романсов, работает в инструментальных ансамблях.

Произведения Бородина оказали глубокое влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910)

Милий Алексеевич Балакирев

Глава "Могучей кучки", российский композитор, пианист, педагог и дирижер. Ему отводилась особая роль. Начать новую эру в российской музыке и возглавить целое направление в ней.

Он родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Начальным образованием сына, в том числе и музыкальным, занималась мать. Позже он продолжил занятия с профессиональными педагогами, но систематического музыкального образования не получил, однако был виртуозным пианистом и занимался самообразованием.

Он окончил Нижегородский дворянский институт и учился в Казанском университете на математическом факультете, в это время он начал сочинять музыку, поэтому оставил университет.

В 1855 году он переехал в Санкт-Петербург, где познакомился с Гринком и убедил его серьезно заняться музыкой. Под его руководством началось самообразование и работа членов ассоциации. Все новые работы проводились на собраниях и обсуждались.

Сам Балакирев был автором 20 романсов, некоторые из которых стали шедеврами. Он работал в жанрах симфонической и инструментальной музыки. Он составил сборник русских народных песен и организовал бесплатную музыкальную школу.

Однако вскоре он был несправедливо отстранен от проведения концертов для Русского музыкального общества. После смерти отца заботу о нем взяли на себя его молодые сестры, финансовое положение было очень тяжелым, и он навсегда порвал с великим искусством.

Он получал уроки музыки, но не сочинял сам, жил замкнуто и одиноко. Его характер резко изменился. Через несколько лет он вернулся к сочинительству. Он умер 29 мая 1910 года. Он был похоронен на Тиквинском кладбище в Александро-Невской лавре.

Творческое наследие не обширное, но серьезное: симфонические оркестры, фортепианные концерты с оркестром, инструментальные произведения, около 20 пьес для фортепиано, работа с более чем 40 романсами и песнями. Он создал 13 хоровых произведений, а также редактировал и обрабатывал произведения других авторов.

Симфоническая музыка Балакирева все чаще обращается к современным исполнителям.

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894)

Антон Григорьевич Рубинштейн

Оригинальный пианист, величайший композитор, работавший в самых разных жанрах, его произведения сохраняют свою сегодняшнюю ценность и ценность.

Он считается основателем профессионального музыкального образования в России. Учитель П. И. Чайковский.

Он родился в деревне в Подольской области (ныне Приднестровье) в богатой еврейской семье, принявшей православие. Семья была большая, и все дети получили музыкальное образование, музыкальный талант - от матери, пианистки. Его брат Николай - известный пианист. Они жили в Варшаве и переехали в Москву.

На публике он впервые сыграл в возрасте 10 лет и считался вундеркиндом, а через год приехал в Париж, чтобы учиться в консерватории. Но вместо этого, в сопровождении учителя, начались его концертные туры: в Германию, Голландию, Францию, Австрию, Венгрию и Швецию.

В Париже он познакомился с лавочниками, листами и Мендельсоном. Его концертная карьера в Европе продолжалась до 1846 года, когда умер его отец, мать и Николай вернулись в Россию, а Антон остался в Вене до 1849 года, где брал частные уроки. Рубинштейн отличался трудолюбивым, независимым и самостоятельным характером, сопровождавшимся высокой степенью самовоспитания.

Он был первым российским музыкантом, получившим мировую известность.

Человек неиссякаемой энергии, Рубинштейн стал инициатором создания первой в России музыкальной консерватории в Санкт-Петербурге, директором и профессором которой он был.

С 1874 года он постоянно жил в Петергофе, где занимался композицией и дирижированием, но в 1887 году вновь возглавил консерваторию. Его последнее концертное турне состоялось в 1885-1886 годах.

Он умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Тихбинском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.

Творческое наследие Рубинштейна впечатляет. Он создал 13 опер, пять духовных опер, шесть симфоний и другие оркестровые произведения, камерный консерваторский ансамбль, 200 фортепианных пьес и около 200 романсов на стихи поэтов разных стран.

Самая важная работа:

  • Опера "Демон" (1875), по одноименной поэме Лермонтова.
  • Персидская песня" (1854);
  • Опера "Нерон" (1877);
  • Романтика.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Петр Ильич Чайковский

Творчество Чайковского, одного из величайших композиторов мира, огромно. Почти все музыкальные жанры того времени охвачены ею.

Его работы отличает глубокий интерес к внутреннему миру человека. Однако даже в самых драматических сюжетах основная интонация звучит как лирическое начало.

Музыка Чайковского получила признание еще при жизни композитора.

Он родился в городе Голос (Удмуртия) в семье горных инженеров. Он был вторым из шести детей Чайковского. Его музыкальные способности и острая восприимчивость к музыке проявились очень рано. Впервые он занялся музыкой под руководством домашнего учителя после переезда семьи в Санкт-Петербург.

Он окончил юридический факультет. Во время учебы он погрузился в мир серьезной классической музыки.

В возрасте 14 лет он потерял мать.

После окончания школы он некоторое время работал в Министерстве юстиции. Свободно владею тремя иностранными языками В 1851 году он отправился в командировку в Европу в качестве переводчика при горном инженере, знакомом его отца. Он посетил Париж, Лондон, Берлин и другие европейские города. Это усилило его интерес к западной культуре, и в дальнейшем он успешно гастролировал за рубежом.

Осенью того же года он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Учился в классах композиции у А. Рубинштейна; после окончания консерватории в 1865 году начал преподавать в открывшейся Московской консерватории, где и заложил основы своего образования.

В 1858 году он написал свою первую оперу - "Воевода" по пьесе А. Островского. Он создал и другие произведения на свой сюжет: увертюру "Гроза" (1868), музыку к пьесе "Снегурочка" (1873).

В московский период Чайковский пережил творческий подъем. В этот период он создал первые классические образцы различных жанров русской музыки: струнные квартеты, симфонии, фортепианные концерты, балеты и инструментальные пьесы. Он сочинял романсы, работал за фортепиано (в том числе знаменитые "Времена года") и написал музыку к балету "Лебединое озеро".

В программных симфонических произведениях по Шекспиру фантазия "Франческа да Римини" (1876) раскрывает психологическую глубину фантазий "Ромео и Джульетта" (1869) и "Буря" (1873). Круг жанров инструментальной музыки расширяется.

Интересный факт: в 1876 году Чайковский получил письмо от Надежды Филаретовны фон Мекк, богатой любительницы музыки; после этого последовали 14 лет дружбы и переписки; в 1876 году Чайковский получил письмо от композитора Надежды Филаретовны фон Мекк, которая писала Чайковскому: "Я очень рада снова видеть Вас".

В общей сложности сохранилось более 1 200 писем с обменом мнениями о музыке, религии и философии. Чайковский делился с ней своими творческими проектами, советовался с ней и рассказывал о событиях своей жизни. Эта дружба была трогательной, но странной. Они никогда не встречались, общались только письменно.

В 1885 году Чайковский поселился в подмосковном Клину, где начал дирижировать спектаклями, а его музыка становилась все более известной. Он посетил с концертами и несколько европейских стран в США и приобрел мировую известность.

Вершиной его творчества считаются произведения последнего периода: "Пиковая дама" (1890), Шестая симфония (1893), балеты "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892) и опера "Иоланта" (1891).

Чайковский умер 1 ноября 1893 года. В Санкт-Петербурге в возрасте 53 лет он заразился инфекционной холерой, свирепствовавшей в городе. Его смерть была неожиданной и преждевременной, поразила его современников и вызвала множество домыслов.

Композитор похоронен на Тихбинском кладбище в Александро-Невской лавре.

П. И. Чайковский оставил богатое музыкальное наследие. Трудно выделить наиболее выдающиеся его произведения - все они важны и интересны, любимы слушателями и исполнителями. Однако самой известной его композицией является балет "Лебединое озеро".

Музыку Чайковского любят не только в России, но и во всем мире, особенно в Японии. Он полон сострадания и любви к другим, чуткости к своей душе, жажды добра и нравственного совершенства. Это сближает его музыку с произведениями русских писателей-классиков XIX века. От Толстого до Чехова.

Он создал одиннадцать опер:.

  • Воевода" (1868), по одноименной пьесе А. Островского.
  • Ундина" (1869), по рассказу В. Жуковского.
  • 'Опричь' (1872) I. О трагедии Лажечникова.
  • Вакула-кузнец" (1874), по повести Н. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
  • Евгений Онигин" (1878), по повести А. Пушкина.
  • По драме Ф. Шиллера "Орлеанская девственница" (1879).
  • Мазепа" (1883), по поэме А. Пушкина "Полтава".
  • Черевички" (1885), основанный на украинском фольклоре.
  • Пиковая дама" (1897), по повести А. Пушкина.
  • Иоланта" (1891), по драме Г. Герца.

Помимо трех балетов, он создал музыку для девяти театральных постановок, восьми симфоний (шестой симфонией он дирижировал за девять дней до смерти), пяти сем для оркестра, более 20 увертюр и других оркестровых произведений, трех концертных оркестров для трех концертов, четырех кантаты и фортепиано. Сочинял хоровую и духовную музыку:.

  • Всенощное бдение;
  • Литургия Иоанна Златоуста;
  • 9 спиричуэлс и музыкальные произведения.

Он написал более 100 романсов и песен (в том числе детских), множество камерных произведений и огромное количество пьес для фортепиано: фортепианный цикл "Детский альбом" из 24 пьес и "Времена года" из 12 пьес до сих пор входят в репертуар музыкальных школ.

Оцените статью