Оригинальный DVD-ROM: eXeL@B DVD !
eXeL@B ВИДЕОКУРС !

ВИДЕОКУРС ВЗЛОМ
выпущен 2 августа!


УЗНАТЬ БОЛЬШЕ >>
Домой | Статьи | RAR-cтатьи | FAQ | Форум | Скачать | Видеокурс
Новичку | Ссылки | Программирование | Интервью | Архив | Связь

БОЛЬШОЙ FAQ ПО DELPHI



Как получить горизонтальную прокрутку (scrollbar) в ListBox?

Так же как в случае с TMemo, здесь можно использовать сообщения. Например, сообщение может быть отослано в момент создания формы:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
ListBox1.Perform(LB_SETHORIZONTALEXTENT, 1000, Longint(0));
end;
Второй параметр в вызове - ширина прокрутки в точках.



Поиск строки в ListBox

Есть функция API Windows, что заставляет искать строку в ListBox с указанной позиции.
Например, поиск строки, что начинается на '1.' От текущей позиции курсора в ListBox. Т.о., нажимая на кнопку Button1, будут перебраны все строки начинающиеся на '1.'

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var S : string;
begin
S:='1.';
with ListBox1 do
ItemIndex := Perform(LB_SELECTSTRING, ItemIndex, LongInt(S));
end;
Более подробную информацию о работе команды LB_SELECTSTRING можно узнать из Help-а Win32.







Пример получения позиции курсора из компоненты TMemo.

procedure TForm1.Memo1KeyUp(Sender: TObject; var Key: Word; Shift: TShiftState);
begin
Memo1Click(Self);
end;
procedure TForm1.Memo1Click(Sender: TObject);
VAR
LineNum : LongInt;
CharNum : LongInt;
begin
LineNum := Memo1.Perform(EM_LINEFROMCHAR, Memo1.SelStart, 0);
CharNum := Memo1.Perform(EM_LINEINDEX, LineNum, 0);
Label1.Caption := IntToStr(LineNum+1)+' : '+IntToStr((Memo1.SelStart-CharNum)+1);
end;
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Memo1Click(Self);
end;



Функция Undo в TMemo

В компоненте TMemo предусмотрена функция отмены последней правки (Undo). Ее можно вызвать следующим образом:
Memo1.Perform(EM_UNDO,0,0);
Узнать о том, возможна ли отмена (т.е. есть ли что отменять) можно следующим образом:
UndoEnabled:=(Memo1.Perform(EM_CAUNDO,0,0)<>0);





Как прокрутить текст в Tmemo или в TRichEdit

Я добавляю програмно несколько строк в конец поля Memo, а их не видно. Как прокрутить Memo, чтобы было видно последние строки ?

Примерно так:
SendMessage(Memo1.Handle, EM_LINESCROLL, 0, Memo1.Lines.Count-1);



Как определить работает ли уже данное приложение или это первая его копия?

Для Delphi 1. Каждый экземпляр программы имеет ссылку на свою предыдущую копию - hPrevInst: hWnd. Ее можно проверить перед созданием приложения и при необходимости отреагировать соответствующим образом. Если запущена только одна копия, то эта ссылка равна нулю.
Пример:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
{Проверяем есть ли указатель на предыдущую копию приложения}
IF hPrevInst <> 0 THEN BEGIN
{Если есть, то выдаем сообщение и выходим}
MessageDlg('Программа уже запущена!', mtError, [mbOk], 0);
Halt;
END;
{Иначе - ничего не делаем (не мешаем созданию формы)}
end;
P.S. Для выхода необходимо использовать Halt, а не Close, как хотелось бы, так как форма еще не создана и закрывать нечего.
Есть и другой способ - по списку загруженных приложений
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
VAR
Wnd : hWnd;
buff : ARRAY[0.. 127] OF Char;
Begin
Wnd := GetWindow(Handle, gw_HWndFirst);
WHILE Wnd <> 0 DO BEGIN
IF (Wnd <> Application.Handle) AND (GetWindow(Wnd, gw_Owner) = 0)
THEN BEGIN
GetWindowText (Wnd, buff, sizeof (buff ));
IF StrPas (buff) = Application.Title THEN
BEGIN
MessageDlg('Приложение уже загружено', mtWarning, [mbOk], 0);
Halt;
END;
END;
Wnd := GetWindow (Wnd, gw_hWndNext);
END;
End;
Еще один интересный способ для Win32. Дело в том, что можно в памяти создавать временные файлы. При перезагрузке они теряются, а так существуют. Кстати, этот метод можно использовать и для обмена информацией между вашими приложениями.
Пример:
program Project1;
uses
Windows, // Обязательно
Forms,
Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1};
{$R *.RES}
Const
MemFileSize = 1024;
MemFileName = 'one_inst_demo_memfile';
Var
MemHnd : HWND;
begin
{ Попытаемся создать файл в памяти }
MemHnd := CreateFileMapping(HWND($FFFFFFFF),
nil,
PAGE_READWRITE,
0,
MemFileSize,
MemFileName);
{ Если файл не существовал запускаем приложение }
if GetLastError<>ERROR_ALREADY_EXISTS then
begin
Application.Initialize;
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Application.Run;
end;
CloseHandle(MemHnd);
end.
Часто при работе у пользователя может быть открыто 5-20 окон и сообщение о том, что программа уже запущено приводит к тому, что он вынужден полчаса искать ранее запущенную копию. Выход из положения - найдя копию программы активировать ее, для чего в последнем примере перед HALT необходимо добавить строку :
SetForegroundWindow(Wnd);
Например так:
program Project0;
uses
Windows, // !!!
Forms,
Unit0 in 'Unit0.pas' {Form1};
var
Handle1 : LongInt;
Handle2 : LongInt;
{$R *.RES}
begin
Application.Initialize;
Handle1 := FindWindow('TForm1',nil);
if handle1 = 0 then
begin
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Application.Run;
end
else
begin
Handle2 := GetWindow(Handle1,GW_OWNER);
//Чтоб заметили :)
ShowWindow(Handle2,SW_HIDE); ShowWindow(Handle2,SW_RESTORE);
SetForegroundWindow(Handle1); // Активизируем
end;
end.



Пример вывода сообщения одной командой и ввода строки тоже одной командой

Вывод сообщения: ShowMessage('сообщение');
Ввод текста от пользователя: S:=InputBox('Заголовок', 'Сообщение', S{строка по умолчанию});

unit Unit1;
interface
uses
SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls;
type
TForm1 = class(TForm)
Button1: TButton;
Button2: TButton;
Button3: TButton;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure Button2Click(Sender: TObject);
procedure Button3Click(Sender: TObject);
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.DFM}
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
ShowMessage('Пример простого сообщения.'+#10+
'Данное сообщение выводится всегда в центре экрана.');
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
ShowMessagePos('Пример сообщения с указанием его положения на экране.',
Form1.Left+Button2.Left, Form1.Top+Button2.Top);
end;
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
begin
Button3.Caption := InputBox('Delphi для всех', 'Введите строку:', Button3.Caption);
end;
end.



Перетаскивание формы за ее поле

procedure TForm1.MouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
const
SC_DragMove = $F012; { a magic number }
begin
ReleaseCapture;
perform(WM_SysCommand, SC_DragMove, 0);
end;



Обработка событий от клавиатуры

I. Эмуляция нажатия клавиши.
Внутри приложения это выполняется достаточно просто с помощью вызова функции Windows API SendMessage() (можно воспользоваться и методом Perform того объекта (или формы), кому посылается сообщение о нажатой клавише).
Код
Memo1.Perform(WM_CHAR, Ord('A'), 0);
или
SendMessage(Memo1.Handle, WM_CHAR, Ord('A'), 0);
приведет к печати символа "A" в объекте Memo1.

II. Перехват нажатий клавиши внутри приложения.
Задача решается очень просто. Можно у формы установить свойство KeyPreview в True и обрабатывать событие OnKeyPress. Второй способ - перехватывать событие OnMessage для объекта Application.

III. Перехват нажатия клавиши в Windows.
Существуют приложения, которым необходимо перехватывать все нажатия клавиш в Windows, даже если в данный момент активно другое приложение. Это может быть, например, программа, переключающая раскладку клавиатуры, резидентный словарь или программа, выполняющая иные действия по нажатию "горячей" комбинации клавиш. Перехват всех событий в Windows (в том числе и событий от клавиатуры) выполняется с помощью вызова функции SetWindowsHook(). Данная функция регистрирует в системе Windows ловушку (hook) для определенного типа событий/сообщений. Ловушка - это пользовательская процедура, которая будет обрабатывать указанное событие. Основное здесь то, что эта процедура должна всегда присутствовать в памяти Windows. Поэтому ловушку помещают в DLL и загружают эту DLL из программы. Пока хоть одна программа использует DLL, та не может быть выгружена из памяти. Приведем пример такой DLL и программы, ее использующей. В примере ловушка перехватывает нажатие клавиш на клавиатуре, проверяет их и, если это клавиши "+" или "-", посылает соответствующее сообщение в конкретное приложение (окно). Окно ищется по имени его класса ("TForm1") и заголовку (caption, "XXX").

{текст библиотеки}
library SendKey;
uses
WinTypes, WinProcs, Messages;
const
{пользовательские сообщения}
wm_NextShow_Event = wm_User + 133;
wm_PrevShow_Event = wm_User + 134;
{handle для ловушки}
HookHandle: hHook = 0;
var
SaveExitProc : Pointer;
{собственно ловушка}
function Key_Hook(Code: integer; wParam: word; lParam: Longint): Longint; export;
var
H: HWND;
begin
{если Code>=0, то ловушка может обработать событие}
if Code >= 0 then
begin
{это те клавиши?}
if ((wParam = VK_ADD)or(wParam = VK_SUBTRACT)) and (lParam and $40000000 = 0)
then begin
{ищем окно по имени класса и по заголовку}
H := FindWindow('TForm1', 'XXX');
{посылаем сообщение}
if wParam = VK_ADD then
SendMessage(H, wm_NextShow_Event, 0, 0)
else
SendMessage(H, wm_PrevShow_Event, 0, 0);
end;
{если 0, то система должна дальше обработать это событие}
{если 1 - нет}
Result:=0;
end
else
{если Code<0, то нужно вызвать следующую ловушку}
Result := CallNextHookEx(HookHandle,Code, wParam, lParam);
end;
{при выгрузке DLL надо снять ловушку}
procedure LocalExitProc; far;
begin
if HookHandle<>0 then
begin
UnhookWindowsHookEx(HookHandle);
ExitProc := SaveExitProc;
end;
end;
{инициализация DLL при загрузке ее в память}
begin
{устанавливаем ловушку}
HookHandle := SetWindowsHookEx(wh_Keyboard, Key_Hook,
hInstance, 0);
if HookHandle = 0 then
MessageBox(0, 'Unable to set hook!', 'Error', mb_Ok)
else begin
SaveExitProc := ExitProc;
ExitProc := @LocalExitProc;
end;
end.
Размер такой DLL в скомпилированном виде будет около 3Кб, поскольку в ней не используются объекты из VCL.
Далее приведен код модуля в Delphi, который загружает DLL и обрабатывает сообщения от ловушки, просто отображая их в Label1.

unit Unit1;
interface
uses
SysUtils,WinTypes,WinProcs,Messages,Classes,Graphics,Controls,Forms,Dialogs,StdCtrls;
{пользовательские сообщения}
const
wm_NextShow_Event = wm_User + 133;
wm_PrevShow_Event = wm_User + 134;
type
TForm1 = class(TForm)
Label1: TLabel;
procedure FormCreate(Sender: TObject);
private
{обработчики сообщений}
procedure WM_NextMSG (Var M : TMessage); message wm_NextShow_Event;
procedure WM_PrevMSG (Var M : TMessage); message wm_PrevShow_Event;
end;
var
Form1: TForm1;
P : Pointer;
implementation
{$R *.DFM}
{загрузка DLL}
function Key_Hook : Longint; far; external 'SendKey';
procedure TForm1.WM_NextMSG (Var M : TMessage);
begin
Label1.Caption:='Next message';
end;
procedure TForm1.WM_PrevMSG (Var M : TMessage);
begin
Label1.Caption:='Previous message';
end;
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
{если не использовать вызов процедуры из DLL в программе,
то компилятор удалит загрузку DLL из программы}
P:=@Key_Hook;
end;
end.
Конечно, свойство Caption в этой форме должно быть установлено в "XXX".







Как сделать так, что при нажатии на Enter происходил переход к следующему элементу формы

Ставите у формы KeyPreview = true и создаете событие KeyPress следующего вида:

procedure TForm1.FormKeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);
begin
if (Key = #13) then begin
Key:=#0;
Perform(WM_NEXTDLGCTL,0,0);
end;
end;



Вставка и удаление компонент в форму в design-time

Каким образом можно отследить вставку и удаление компонент в форму в design-time? Такая информация могла бы пригодится, если моя компонента имеет ссылки на другие компоненты (например, как в связке TDateSource,TTable и др.)
Ответ:
Для получения такой информации предназначен метод
procedure Notification (AComponent: TComponent; Operation: TOperation); virtual;
класса TComponent. Перекрыв его в своей компоненты Вы можете произвести необходимые действия, в зависимости от значения параметра Operation типа
TOperation = (opInsert, opRemove);
объявленного в модуле Classes. Параметр AComponent - компонента, соответственно вставлемая или удаляемая, в зависимости от Operation.



Создание отчета в MS Word

Пример для Delphi 1.0 поскольку в Delphi 2-3 лучше использовать:
var MsWord : variant;
MsWord := CreateOleObject('Word.Basic'); Для Delphi 3, пример ниже)

Создавать отчет в программе Word удобно если отчет имеет сложную структуру (тогда его быстрее создать в Word, чем в Qreport от Delphi, кроме того, этот QReport имеет "глюки"), либо, если после создания отчета его нужно будет изменять. Итак, первым делом в Word создается шаблон будущего отчета, это самый обыкновенный не заполненный отчет. А в места куда будет записываться информация нужно поставить метки. Например (для наглядности метки показаны синим цветом, реально они конечно не видны):

Накладная № Num


№ Поставщик Наименование товара Код товара Кол-во Цена Сумма
Table ? ? ? ? ? ?


Сдал_______________________ Принял________________________
М.П. М.П.



Далее в форму, откуда будут выводиться данные, вставляете компоненту DdeClientConv из палитры System. Назовем ее DDE1. Эта компонента позволяет передавать информацию между программами методом DDE. Свойства:
ConnectMode : ddeManual - связь устанавливаем вручную
DdeService : (winword) - с кем устанавливается связь
ServiceApplication : C:\MSOffice\Winword\WINWORD.EXE - полный путь доступа к программе. (Вот здесь можно наступить на грабли. Ведь Word может лежать в любой папке! Поэтому путь доступа к нему лучше взять из реестра, а еще лучше использовать OLE см.начало раздела)

Теперь пишем процедуру передачи данных:

{ Печать накладной }
procedure Form1.PrintN;
Var
S : string;
i : integer;
Sum : double; {итоговая сумма, кстати,совет: не пользуйтесь типом real!}
Tv, Ss : PChar;
begin
S:=GetCurrentDir+'\Накладная.doc'; { имя открываемого документа }
DDE1.OpenLink; { устанавливаем связь }
Tv:=StrAlloc(20000); Ss:=StrAlloc(300); { выделяем память }
{ даем команду открыть документ и установить курсор в начало документа }
StrPCopy(Tv, '[FileOpen "'+S+'"][StartOfDocument]');
S:=NNakl.Text; { номер накладной }
{ записываем в позицию Num номер накладной }
StrCat(Tv, StrPCopy(SS, '[EditBookmark .Name = "Num", .Goto][Insert "'+S+'"]'+
'[EditBookmark .Name = "Table", .Goto]'); { и переходим к заполнению таблицы }
{ передаем данные в Word }
if not DDE1.ExecuteMacro(Tv, false) then
begin { сообщаем об ошибке и выход }
MessageDlg('Ошибка связи с Microsoft Word.', mtError, [mbOk], 0);
StrDispose(Tv); StrDispose(Ss);
exit;
end;
{ Заполняем таблицу }
Sum:=0; Nn:=0;
for i:=0 to TCount do
begin
inc(Nn);
{ предполагаем, что данные находятся в массиве T }
StrPCopy(Tv, '[Insert "'+IntToStr(Nn)+'"][NextCell][Insert "'+T[i].Company+'"]'+
'[NextCell][Insert "'+T.TName+'"][NextCell][Insert "'+T.Cod+'"][NextCell]'+
'[Insert "'+IntToStr(T.Count)+'"][NextCell]'+
'[Insert "'+FloatToStr(T.Cena)+'"][NextCell]'+
'[Insert "'+FloatToStr(T.Count*T.Cena)*+'"][NextCell]'));
inc(Nn);
Sum:=Sum+(T.Count*T.Cena); { итоговая сумма }
if not DDE1.ExecuteMacro(Tv, false)
then begin
MessageDlg('Ошибка связи с Microsoft Word.', mtError, [mbOk], 0);
exit;
end;
end;
{ Записываем итоговую сумму }
StrPCopy(Tv,
'[NextCell][Insert "Итого"][NextCell][NextCell][NextCell]'+
'[Insert "'+FloatToStr(Sum)+'"]'));
if not DDE1.ExecuteMacro(Tv, false)
then MessageDlg('Ошибка связи с Microsoft Word.', mtError, [mbOk], 0)
else MessageDlg('Акт удачно создан. Перейдите в Microsoft Word.',
mtInformation, [mbOk], 0);
StrDispose(Tv); StrDispose(Ss);
end;

--------------------------------------------------------------------------------

Для Delphi 2 и выше
=== Cut Пример by Sergey Arkhipov 2:5054/88.10 ===
Пример проверен только на русском Word 7.0! Может, поможет...

unit InWord;
interface
uses
... ComCtrls; // Delphi3
... OLEAuto; // Delphi2
[skip]
procedure TPrintForm.MPrintClick(Sender: TObject);
var W: Variant;
S: String;
begin
S:=IntToStr(Num);
try // А вдруг где ошибка :)
W:=CreateOleObject('Word.Basic');
// Создаем документ по шаблону MyWordDot
// с указанием пути если он не в папке шаблонов Word
W.FileNew(Template:='C:\MyPath\DB\MyWordDot',NewTemplate:=0);
// Отключение фоновой печати (на LJ5L без этого был пустой лист)
W.ToolsOptionsPrint(Background:=0);
// Переходим к закладке Word'a 'Num'
W.EditGoto('Num'); W.Insert(S);
//Сохранение
W.FileSaveAs('C:\MayPath\Reports\MyReport')
W.FilePrint(NumCopies:='2'); // Печать 2-х копий
finally
W.ToolsOptionsPrint(Background:=1);
W:=UnAssigned;
end;
end;
{.....}

=== Cut Конец примера ===
Спасибо Сергею :) И еще, как определить установлен ли на компьютере Word, запустить его и загрузить в него текст из программы?
Пример:

var
MsWord: Variant;
...
try
// Если Word уже запущен
MsWord := GetActiveOleObject('Word.Application');
// Взять ссылку на запущенный OLE объект
except
try
// Word не запущен, запустить
MsWord := CreateOleObject('Word.Application');
// Создать ссылку на зарегистрированный OLE объект
MsWord.Visible := True;
except
ShowMessage('Не могу запустить Microsoft Word');
Exit;
end;
end;
end;
...
MSWord.Documents.Add; // Создать новый документ
MsWord.Selection.Font.Bold := True; // Установить жирный шрифт
MsWord.Selection.Font.Size := 12; // установить 12 кегль
MsWord.Selection.TypeText('Текст');
По командам OLE Automation сервера см. help по Microsoft Word Visual Basic.
Ну вот и все.




Перетаскивание файла

{ На эту форму можно бросить файл (например из проводника)
и он будет открыт }
unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics,
Controls, Forms, Dialogs,StdCtrls,
ShellAPI {обязательно!};
type
TForm1 = class(TForm)
Memo1: TMemo;
FileNameLabel: TLabel;
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure FormDestroy(Sender: TObject);
protected
{Это и есть самая главная процедура}
procedure WMDropFiles(var Msg: TMessage); message wm_DropFiles;
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.DFM}
procedure TForm1.WMDropFiles(var Msg: TMessage);
var
Filename: array[0 .. 256] of Char;
Count : integer;
begin
{ Получаем количество файлов (просто пример) }
nCount := DragQueryFile( msg.WParam, $FFFFFFFF,
acFileName, cnMaxFileNameLen);
{ Получаем имя первого файла }
DragQueryFile( THandle(Msg.WParam),
0, { это номер файла }
Filename,SizeOf(Filename) ) ;
{ Открываем его }
with FileNameLabel do begin
Caption := LowerCase(StrPas(FileName));
Memo1.Lines.LoadfromFile(Caption);
end;
{ Отдаем сообщение о завершении процесса }
DragFinish(THandle(Msg.WParam));
end;
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
{ Говорим Windows, что на нас можно бросать файлы }
DragAcceptFiles(Handle, True);
end;
procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
begin
{ Закрываем за собой дверь золотым ключиком}
DragAcceptFiles(Handle, False);
end;
end.



Привлечение внимания к окну

Часто возникает проблема - в многооконном приложении необходимо обратить внимание пользователя на то, что какое-то из окон требует внимания (например, к нему пришло сообщение по DDE, в нем завершился какой-либо процесс, произошла ошибка ...). Это легко сделать, используя команду API FlashWindow:

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
FlashWindow(Handle,true);
end;
В данном примере FlashWindow вызывается по таймеру ежесекундно, что приводит к миганию заголовка окна.



Заставка для программы

Сведения о программе, авторские права и т.д., лучше оформить в виде отдельной формы и показывать ее при запуске программы (как это сделано в Word).
Сделать это не сложно:
1. Создаете форму (например SplashForm).
2. Объявляете ее свободной (availableForms).
3. В Progect Source вставляете следующее (например):

program Splashin;
uses
Forms,
Main in 'MAIN.PAS',
Splash in 'SPLASH.PAS'
{$R *.RES}
begin
try
SplashForm := TSplashForm.Create(Application);
SplashForm.Show;
SplashForm.Update;
Application.CreateForm(TMainForm, MainForm);
SplashForm.Hide;
finally
SplashForm.Free;
end;
Application.Run;
end.
И форма SplashForm держится на экране пока выполняется Create в главной форме. Но иногда она появляется и пропадает очень быстро, поэтому нужно сделать задержку:
1. Добавляете на форму таймер с событием:
procedure TSplashForm.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
Timer1.Enabled := False;
end;
2. Событие onCloseQuery для формы:
procedure TSplashForm.FormCloseQuery(Sender: TObject; var CanClose: Boolean);
begin
CanClose := Not Timer1.Enabled;
end;
3. И перед SplashForm.Hide; ставите цикл:
repeat
Application.ProcessMessages;
until SplashForm.CloseQuery;
4. Все! Осталось установить на таймере период задержки 3-4 секунды.
5. На последок, у такой формы желательно убрать Caption:
SetWindowLong (Main.Handle,GWL_STYLE, GetWindowLong(Main.Handle, GWL_STYLE) AND NOT WS_CAPTION OR WS_SIZEBOX);







Как получить короткий путь файла если имеется длинный (c:\Program Files ==> c:\progra~1)

GetShortPathName()




Как создать свою кнопку в заголовке формы (на Caption Bar)

Непосредственно такой функции вроде нет, но можно изловчиться. Нарисовать там кнопку вручную и обрабатывать команды нажатия мышки на Caption Bar.
Пример.

unit Main;
interface
uses
Windows, Buttons, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs;
type
TForm1 = class(TForm)
procedure FormResize(Sender: TObject);
private
CaptionBtn : TRect;
procedure DrawCaptButton;
procedure WMNCPaint(var Msg : TWMNCPaint); message WM_NCPaint;
procedure WMNCActivate(var Msg : TWMNCActivate); message WM_NCACTIVATE;
procedure WMSetText(var Msg : TWMSetText); message WM_SETTEXT;
procedure WMNCHitTest(var Msg : TWMNCHitTest); message WM_NCHITTEST;
procedure WMNCLButtonDown(var Msg : TWMNCLButtonDown); message WM_NCLBUTTONDOWN;
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
const
htCaptionBtn = htSizeLast + 1;
{$R *.DFM}
procedure TForm1.DrawCaptButton;
var
xFrame, yFrame, xSize, ySize : Integer;
R : TRect;
begin
//Dimensions of Sizeable Frame
xFrame := GetSystemMetrics(SM_CXFRAME);
yFrame := GetSystemMetrics(SM_CYFRAME);
//Dimensions of Caption Buttons
xSize := GetSystemMetrics(SM_CXSIZE);
ySize := GetSystemMetrics(SM_CYSIZE);
//Define the placement of the new caption button
CaptionBtn := Bounds(Width - xFrame - 4*xSize + 2,
yFrame + 2, xSize - 2, ySize - 4);
//Get the handle to canvas using Form's device context
Canvas.Handle := GetWindowDC(Self.Handle);
Canvas.Font.Name := 'Symbol';
Canvas.Font.Color := clBlue;
Canvas.Font.Style := [fsBold];
Canvas.Pen.Color := clYellow;
Canvas.Brush.Color := clBtnFace;
try
DrawButtonFace(Canvas, CaptionBtn, 1, bsAutoDetect, False, False, False);
//Define a smaller drawing rectangle within the button
R := Bounds(Width - xFrame - 4 * xSize + 2,
yFrame + 3, xSize - 6, ySize - 7);
with CaptionBtn do
Canvas.TextRect(R, R.Left + 2, R.Top - 1, 'W');
finally
ReleaseDC(Self.Handle, Canvas.Handle);
Canvas.Handle := 0;
end;
end;
procedure TForm1.WMNCPaint(var Msg : TWMNCPaint);
begin
inherited;
DrawCaptButton;
end;
procedure TForm1.WMNCActivate(var Msg : TWMNCActivate);
begin
inherited;
DrawCaptButton;
end;
procedure TForm1.WMSetText(var Msg : TWMSetText);
begin
inherited;
DrawCaptButton;
end;
procedure TForm1.WMNCHitTest(var Msg : TWMNCHitTest);
begin
inherited;
with Msg do
if PtInRect(CaptionBtn, Point(XPos - Left, YPos - Top)) then
Result := htCaptionBtn;
end;
procedure TForm1.WMNCLButtonDown(var Msg : TWMNCLButtonDown);
begin
inherited;
if (Msg.HitTest = htCaptionBtn) then
ShowMessage('You hit the button on the caption bar');
end;
procedure TForm1.FormResize(Sender: TObject);
begin
//Force a redraw of caption bar if form is resized
Perform(WM_NCACTIVATE, Word(Active), 0);
end;
end.



Преобразование текста OEM у Ansi

Эта версия работает под любым Delphi.
(Начиная с Delphi 2, это можно записать короче с использованием AnsiToOem и OemToAnsi.)
Здесь все просто.

function ConvertAnsiToOem(const S : string) : string;
{ ConvertAnsiToOem translates a string into the OEM-defined character set }
{$IFNDEF WIN32}
var
Source, Dest : array[0..255] of Char;
{$ENDIF}
begin
{$IFDEF WIN32}
SetLength(Result, Length(S));
if Length(Result) > 0 then
AnsiToOem(PChar(S), PChar(Result));
{$ELSE}
if Length(Result) > 0 then
begin
AnsiToOem(StrPCopy(Source, S), Dest);
Result := StrPas(Dest);
end;
{$ENDIF}
end; { ConvertAnsiToOem }
function ConvertOemToAnsi(const S : string) : string;
{ ConvertOemToAnsi translates a string from the OEM-defined
character set into either an ANSI or a wide-character string }
{$IFNDEF WIN32}
var
Source, Dest : array[0..255] of Char;
{$ENDIF}
begin
{$IFDEF WIN32}
SetLength(Result, Length(S));
if Length(Result) > 0 then
OemToAnsi(PChar(S), PChar(Result));
{$ELSE}
if Length(Result) > 0 then
begin
OemToAnsi(StrPCopy(Source, S), Dest);
Result := StrPas(Dest);
end;
{$ENDIF}
end; { ConvertOemToAnsi }



Состояние кнопки insert (Insert/Overwrite)

{------------------------------------------}
{ Returns the status of the Insert key. }
{------------------------------------------}
function InsertOn: Boolean;
begin
if LowOrderBitSet(GetKeyState(VK_INSERT))
then InsertOn := true
else InsertOn := false
end;



Глюки TImage

При увеличении размера компонента TImage в RunTime пытаюсь рисоватьзаново на всем поле, но отображается только часть компонента (прежнегоразмера). В чем дело?
Ответ: Нужно при инициализации выполнить SetBounds(), с максимальными размерами.





Глюки QReport

Обнаружил, что компонент QReport никак не реагирует на установки принтера PrinterSetup диалога, вызываемого нажатием кнопочкисобственного Preview!
В QuickReport есть собственный объект TQRPrinter, установки которого он использует при печати, а стандартные установки принтеров на него не влияют. В диалоге PrinterSetup, вызываемом из Preview можно лишь выбрать принтер на который нужно печатать (если, конечно, установлено несколько принтеров).

Советую поставить обновление QReport на 2.0J с www.qusoft.com.

Перед печатью (не только из QReport) программно установите требуемый драйвер принтера текущим для Windows

function SetDefPrn(const stDriver : string) : boolean;
begin
SetPrinter(nil).Free;
Result := WriteProfileString('windows', device', PChar( stDriver));
end;
После печати восстановите установки.



Имеется StringGrid. Как вставить еще строки в середину или точное место

По-видимому, надо добавить строк в конец, изменив Grid.RowCount, а потом раздвинуть строки циклом снизу вверх:
Grid.Rows.Strings[i] := Grid.Rows.Strings[i - 1];

Или я бы сделал метод рисования этой таблицы, а данные хранил бы в отдельном stringList-е, там есть методы вставки, а вообще-то для этих целей предпочитаю DrawGrid: переопределяю метод onDrawCell, всё же объектная модель лучше и данные проще контролировать.




В конструкторе создаю новый компонент, но помещается запись в dfm файл!

У меня такая проблема: я пишу компонент, который внутри себя создаёт другой компонент. Конструктор первого компонента выглядит примерно так:
constructor TFirstComp.Create(AOwner:TComponent);
begin
inherited Create(AOwner);
SecondComp:=TSecondComp.Create(Owner)
end;
Проблема заключается в том, что при помещении первого компонента на форму в dfm-файл записывается информация и о втором компоненте тоже. А в pas-файл - только о первом. Это приводит к конфликтам. Для меня принципиально, чтобы хозяин у второго компонента был тот же, что и у первого. Как не дать Delphi поместить запись о TSecondComp в dfm-файл?

Попробуйте сделать так:

constructor TFirstComp.Create(AOwner:TComponent);
begin
inherited Create(AOwner);
SecondComp:=TSecondComp.Create(SELF);
end;
Т.е. дочернему компоненту в качастве владельца передавайте его непосредственного хозяина.



Как вставить иконку в TRichEdit, а юзер мог ее удалить клавишей Del (как в Microsoft Word)?

Посмотрите компонент RichEdit98 (полностью бесплатный). ftp://ftp.bcsmi.minsk.by/alex/




Просмотр удаленных записей в DBase

При удалении записей в таблицах dBASE на самом деле происходит пометка записи на удаление, в то время как сами записи остаются в файле, пока таблица не будет упакована. Поэтому "удаленные" записи можно просмотреть, и даже восстановить их.

Чтобы показать помеченные на удаление записи, нужно использовать функцию BDE DbiSetProp. Ниже приведен пример функции-оболочки для DbiSetProp. Ей передается в качестве параметра таблица и логическая переменная, означающая показывать удаленные записи, или нет. Таблица может быть открыта или закрыта.

procedure TForm1.ShowDeleted(Table: TTable; ShowDeleted: Boolean);
var
rslt: DBIResult;
szErrMsg: DBIMSG;
begin
Table.DisableControls;
try
Check(DbiSetProp(hDBIObj(Table.Handle), curSOFTDELETEON,
LongInt(ShowDeleted)));
finally
Table.EnableControls;
end;
Table.Refresh;
end;



Прозрачный растр

Пожалуй, это самый простой способ создания прозрачного изображения. Суть его в том, что маска создается автоматически во время выполнения программы, используя значение прозрачного цвета.

MaskBitmap := TBitmap.Create;
MaskBitmap.Assign(SrcBitmap );
MaskBitmap.Mask(FColor); //прозрачный цвет
BitBlt(DestBitmap.Canvas.Handle, x, y,
SrcBitmap.Width, SrcBitmap.Height,
MaskBitmap.Canvas.Handle, 0, 0, SRCAND);
BitBlt(DestBitmap.Canvas.Handle, x,y,
SrcBitmap.Width, SrcBitmap.Height,
SrcBitmap.Canvas.Handle, 0, 0, SRCINVERT);
MaskBitmap.Free;
Между прочим, в Delphi 3 предусмотрено отображение прозрачных растров, например в объекте TPicture. Также как и в описанном методе, возможно непосредственно задавать прозрачный цвет, а также определять его автоматически.




Как убрать приложение с taskbar

Как спрятать приложение с панели задач Windows 95 - часто задаваемый вопрос. На него существует множество ответов. Вот самый простой вариант его решения:

ShowWindow(application.handle, sw_hide);





Отключение CTRL-ALT-DEL

Бывают ситуации, когда вашей программе понадобится отключить реакцию на клавиши Ctrl-Alt-Del (например, если вы не хотите, чтобы ее выгрузили из памяти). Это можно сделать при помощи функции API SystemParametersInfo, которая позволяет узнать, либо установить параметры операционной системы, такие как установки клавиатуры, дисплея, звука и т.д. Она используется в Панели Управления. Синтакс функции следующий:

BOOL SystemParametersInfo(
UINT uiAction, // параметр, который нужно узнать или установить
UINT uiParam, // зависит от действия
PVOID pvParam, // зависит от действия
UINT fWinIni // флаг обновления информации о пользователе (user profile)
);
Значение каждого параметра объясняется в Win32 Developer's Reference. Теперь, чтобы сделать то, что мы хотим, вызываем следующую прцедуру:
procedure DisableCtrlAltDel;
var
i : integer;
begin
i := 0;
SystemParametersInfo(SPI_SCREENSAVERRUNNING, 1, @i, 0);
end.
Аналогично можно отключить Alt-Tab. Для этого нужно задать SPI_SETFASTTASKSWITCH в качестве первого параметра функции.






Колонки в TListBox

В книгах и других источниках по Delphi часто приводится пример создания компонента, способного выводить текст в списке в несколько колонок. Между тем, мало кому известен факт, что стандартный компонент TListBox уже содержит свойство, которое позволяет это делать. Это свойство TabWidth (в Delphi 2 оно не описано в файлах помощи, хотя так же присутствует), которое наследуется от класса TCustomListBox и задает величину табуляции в пикселах. Установите его равным, скажем, половине ширины компонента ListBox, чтобы отображалось две колонки. Когда будете добавлять строки, всавьте в нужных местах символ табуляции (^I):

ListBox1.Items.Add('Колонка1'^I'Колонка2');
Недостаток такого подхода заключается в том, что ширина колонки не изменяется авоматически в зависимости от ширины выводимых строк, что, впрочем, легко исправить. Посмотрите на метод TextWidth класса TCanvas. Он возвращает ширину в пикселах передаваемой ему в качестве параметра строки. Тогда перед добавлением каждого нового элемента в список проверяем, превышает ли его ширина ширину колонки:
with ListBox do begin



W := Canvas.TextWidth(Str);



if W > TabWidth then



TabWidth := W;



end;



Использование OwnerDraw

Если у вас когда-нибудь возникало желание поместить изображение в списке, здесь описано, как это сделать. Данная техника может также применяться для других визуальных компонентов, которые поддерживают "прорисовку владельцем", что задается в свойсте Style. Прорисовка владельцем означает, что вместо стандартной прорисовки Windows для визуального компонента используется подпрограмма его владельца, обычно формы. Используя OwnerDraw, можно, например, изменить цвет отдельных ячеек в сетке (Grid), поместить рисунок в ComboBox, ListBox, TabSet и других компонентов, которые содержат список.

Чтобы использовать OwnerDraw, нужно, во-первых, задать свойство Style соответствующего компонента, во-вторых - добавить графический объект в список, и в-третьих - написать процедуру для прорисовки элементов списка.

В зависимости от того, различается ли размер изображения для каждого элемента списка, или нет, в свойстве Style задается значение OwnerDrawVarible или OwnerDrawFixed соответственно (точное значение зависит от компонента; для ListBox это lbOwnerDrawVarible и lbOwnerDrawFixed). Для простоты установим свойство равным lbOwnerDrawFixed.

Теперь мы должны загрузить растр, который будет отображаться в списке. Поместите компонент TImage на форму и загрузите в него нужную картинку. Эту картинку нужно будет ассоциировать со строками списка. Если только вы не собираетесь изменять способ прорисовки во время работы программы, то удобнее всего это сделать в обработчике события OnCreate формы-владельца компонента. Ниже показан пример обработчика события OnCreate, в котором происходит ассоциирование изображения со строками ListBox.

procedure TFMForm.FormCreate(Sender: TObject);



const



StrArray : array [0..3] of string =



('Строка 1', 'Строка 2', 'Строка 3', 'Строка 4');



var



Index: Integer;



begin



for Index := 0 to 3 do { добавляем строки из массива }



lbListBox.Items.AddObject(StrArray[Index], Image.Picture.Graphic);



end;
В данном обработчике в список lbListBox добавляются строки, предварительно записанные в виде массива. Конечно, можно использовать любой другой способ хранения строк, например в виде ресурса.
Теперь мы должны написать процедуру для прорисовки элементов списка, так как после установки свойства Style Windows больше не делает это за нас. Эта процедура должна вызываться в ответ на событие OnDrawItem компонента lbListBox. Ниже приведен пример процедуры.

procedure TfmForm.lbListBoxDrawItem(Control: TWinControl; Index: Integer;



Rect: TRect; State: TOwnerDrawState);



var



Bitmap: TBitmap;



Offset: Integer;



begin



with (Control as TListBox).Canvas do begin



FillRect(Rect);



Offset := 2;



Bitmap := TBitmap((Control as TListBox).Items.Objects[Index]);



if Bitmap <> nil then begin



BrushCopy(Bounds(Rect.Left + 2, Rect.Top, Bitmap.Width, Bitmap.Height),



Bitmap, Bounds(0, 0, Bitmap.Width, Bitmap.Height), clRed);



Offset := Bitmap.width + 6;



end;



TextOut(Rect.Left + Offset, Rect.Top, (Control as TListBox).Items[Index])



end;



end;
Обратите внимание, что значение переменной Bitmap проверяется, чтобы избежать исключения в случае, если со строкой не ассоциировано изображение.






Перемещение формы при нажатии на клиентскую область

Данный метод описан в технической информации (TI) Borland и бывает полезен если ваша форма не имеет области заголовка (синей полосы вверху). У такой формы свойство BorderStyle установлено равным bsNone.

Самый просотой способ заключается в том, чтобы заставить Windows думать, что произошло нажатие в области заголовка окна, когда происходит нажатие в клиентской области. Это можно сделать, добавив собственный обработчик события wm_NCHitTest. Откройте модуль вашей формы и добавьте следующее описание в разделе private:

procedure WMNCHitTest(var M: TWMNCHitTest); message wm_NCHitTest;
Процедура названа так в соответствии с соглашениями об именах в Windows, но вы можете изменить название, если вам захочется.
Теперь в разделе implementation опишем код процедуры.

procedure TForm1.WMNCHitTest(var M: TWMNCHitTest);



begin



inherited; //вызываем стандартный обработчик



if M.Result = htClient then



M.Result := htCaption;



end;
Обратите внимание, что в начале вызывается стандартный обработчик.
Кроме перемещения формы, добавьте возможность завершения программы в виде кнопки или пункта меню, так как пользователь не сможет закрыть ее при помощи заголовка окна или системного меню.






Упаковка таблицы Paradox

Используйте следующий код для упаковки таблиц Paradox в вашей программе:

function PackParadoxTable(Tbl: TTable; Db: TDatabase):DBIResult;



var



TblDesc: CRTblDesc;



begin



Result := DBIERR_NA;



FillChar(TblDesc, SizeOf(CRTblDesc), 0);



StrPCopy(TblDesc.szTblName, Tbl.TableName);



TblDesc.bPack := True;



Result := DbiDoRestructure(Db.Handle, 1, @TblDesc, nil, nil, nil,False);



end;
Таблица, передаваемая в качестве второго параметра, должна быть закрыта.






Отправка сообщений компонентам

Если вам необходимо послать сообщение Windows (или ваше собственное) какому-либо компоненту, воспользуйтесь методом Perform. Этот метод вводится в классе TControl, поэтому его имеют все визуальные компоненты. Метод Perform посылает сообщение непосредственно оконной процедуре компонента, минуя очередь сообщений Windows, в отличие от функций API SendMessage и PostMessage, которые посылают сообщения в очередь. Пример:

Panel1.Perform(WM_LButtonDown, 0, MakeLong(1, 1));



Panel1.Perform(WM_LButtonUp, 0, MakeLong(1, 1));





Ускорение работы TMemo

Если в вашей программе происходит добавление большого количества строк в компонент Memo, то операцию можно значительно ускорить. Для этого нужно вызвать метод BeginUpdate перед добавлением строк, и метод EndUpdate после добавления:

Memo1.Lines.BeginUpdate;



...



{добавляем множество строк ...}



...



Memo1.Lines.EndUpdate;
Вышесказанное в равной степени относится к компоненту ListBox и его свойству Items, а также к другим компонентам, которые имеют свойства типа TStrings.



Добавление элементов в контекстное меню "Создать"

1. Создать новый документ, поместить его в папку Windows/ShellNew
2. В редакторе реестра найти расширение этого файла, добавить новый подключ, добавить туда строку: FileName в качестве значения которой указать имя созданного файла.



Путь к файлу который открывает не зарегистрированные файлы

1. Найти ключ HKEY_CLASSES_ROOT\Unknown\Shell
2. Добавить новый ключ Open
3. Под этим ключом еще ключ с именем command в котором изменить значение (По умолчанию) на имя запускаемого файла, к имени нужно добавить %1. (Windows заменит этот символ на имя запускаемого файла)



В проводнике контекстное меню "Открыть в новом окне"

1. Найти ключ HKEY_CLASSES_ROOT\Directory\Shell
2. Создать подключ: opennew в котором изменить значение (По умолчанию) на: "Открыть в новом окне"
3. Под этим ключом создать еще подключ command (По умолчанию) = explorer %1



Использование средней кнопки мыши Logitech в качестве двойного щелчка

Подключ HKEY_LOCAL_MACHINE\SoftWare\Logitech и там найти параметр DoubleClick заменить 000 на 001



Новые звуковые события

Например создает звуки на запуск и закрытие WinWord
HKEY_CURRENT_USER\AppEvents\Shemes\Apps добавить подключ WinWord и к нему подключи Open и Close.
Теперь в настройках звуков видны новые события



Путь в реестре для деинсталяции программ

HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Uninstall



Работа с реестром в Delphi 7

В Delphi 2 и выше появился объект TRegistry при помощи которого очень просто работать с реестром. Но мы здесь рассмотрим функции API, которые доступны и в Delphi 1.
Реестр предназначен для хранения системных переменных и позволяет зарегистрировать файлы программы, что обеспечивает их показ в проводнике с соответствующей иконкой, вызов программы при щелчке на этом файле, добавление ряда команд в меню, вызываемое при нажатии правой кнопки мыши над файлом. Кроме того, в реестр можно внести некую свою информацию (переменные, константы, данные о инсталлированной программы ...). Программу можно добавить в список деинсталляции, что позволит удалить ее из менеджера "Установка/Удаление программ" панели управления.
Для работы с реестром применяется ряд функций API :
RegCreateKey (Key: HKey; SubKey: PChar; var Result: HKey): Longint;
Создать подраздел в реестре. Key указывает на "корневой" раздел реестра, в Delphi1 доступен только один - HKEY_CLASSES_ROOT, в в Delphi3 - все. SubKey - имя раздела - строится по принципу пути к файлу в DOS (пример subkey1\subkey2\ ...). Если такой раздел уже существует, то он открывается (в любом случае при успешном вызове Result содержит Handle на раздел). Об успешности вызова судят по возвращаемому значению, если ERROR_SUCCESS, то успешно, если иное - ошибка.
RegOpenKey(Key: HKey; SubKey: PChar; var Result: HKey): Longint;
Открыть подраздел Key\SubKey и возвращает Handle на него в переменной Result. Если раздела с таким именем нет, то он не создается. Возврат - код ошибки или ERROR_SUCCESS, если успешно.
RegCloseKey(Key: HKey): Longint;
Закрывает раздел, на который ссылается Key. Возврат - код ошибки или ERROR_SUCCESS, если успешно.
RegDeleteKey(Key: HKey; SubKey: PChar): Longint;
Удалить подраздел Key\SubKey. Возврат - код ошибки или ERROR_SUCCESS, если нет ошибок.
RegEnumKey(Key: HKey; index: Longint; Buffer: PChar;cb: Longint): Longint;
Получить имена всех подразделов раздела Key, где Key - Handle на открытый или созданный раздел (см. RegCreateKey и RegOpenKey), Buffer - указатель на буфер, cb - размер буфера, index - индекс, должен быть равен 0 при первом вызове RegEnumKey. Типичное использование - в цикле While, где index увеличивается до тех пор, пока очередной вызов RegEnumKey не завершится ошибкой (см. пример).
RegQueryValue(Key: HKey; SubKey: PChar; Value: PChar; var cb: Longint): Longint;

Возвращает текстовую строку, связанную с ключом Key\SubKey.Value - буфер для строки; cb- размер, на входе - размер буфера, на выходе - длина возвращаемой строки. Возврат - код ошибки.
RegSetValue(Key: HKey; SubKey: PChar; ValType: Longint; Value: PChar; cb: Longint): Longint;
Задать новое значение ключу Key\SubKey, ValType - тип задаваемой переменной, Value - буфер для переменной, cb - размер буфера. В Windows 3.1 допустимо только Value=REG_SZ. Возврат - код ошибки или ERROR_SUCCESS, если нет ошибок.
Примеры :

{ Создаем список всех подразделов указанного раздела }
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var
MyKey : HKey; { Handle для работы с разделом }
Buffer : array[0..1000] of char; { Буфер }
Err, { Код ошибки }
index : longint; { Индекс подраздела }
begin
Err:=RegOpenKey(HKEY_CLASSES_ROOT,'DelphiUnit',MyKey); { Открыли раздел }
if Err<> ERROR_SUCCESS then
begin
MessageDlg('Нет такого раздела !!',mtError,[mbOk],0);
exit;
end;
index:=0;
{Определили имя первого подраздела }
Err:=RegEnumKey(MyKey,index,Buffer,Sizeof(Buffer));
while err=ERROR_SUCCESS do { Цикл, пока есть подразделы }
begin
memo1.lines.add(StrPas(Buffer)); { Добавим имя подраздела в список }
inc(index); { Увеличим номер подраздела }
Err:=RegEnumKey(MyKey,index,Buffer,Sizeof(Buffer)); { Запрос }
end;
RegCloseKey(MyKey); { Закрыли подраздел }
end;



Объект INIFILES - работа с INI файлами

Почему иногда лучше использовать INI-файлы, а не реестр?
1. INI-файлы можно просмотреть и отредактировать в обычном блокноте.
2. Если INI-файл хранить в папке с программой, то при переносе папки на другой компьютер настройки сохраняются. (Я еще не написал ни одной программы, которая бы не поместилась на одну дискету :)
3. Новичку в реестре можно запросто запутаться или (боже упаси), чего-нибудь не то изменить.
Поэтому для хранения параметров настройки программы удобно использовать стандартные INI файлы Windows. Работа с INI файлами ведется при помощи объекта TIniFiles модуля IniFiles. Краткое описание методов объекта TIniFiles дано ниже.
Constructor Create('d:\test.INI');
Создать экземпляр объекта и связать его с файлом. Если такого файла нет, то он создается, но только тогда, когда произведете в него запись информации.
WriteBool(const Section, Ident: string; Value: Boolean);
Присвоить элементу с именем Ident раздела Section значение типа boolean
WriteInteger(const Section, Ident: string; Value: Longint);
Присвоить элементу с именем Ident раздела Section значение типа Longint
WriteString(const Section, Ident, Value: string);
Присвоить элементу с именем Ident раздела Section значение типа String
ReadSection (const Section: string; Strings: TStrings);
Прочитать имена всех корректно описанных переменных раздела Section (некорректно описанные опускаются)
ReadSectionValues(const Section: string; Strings: TStrings);
Прочитать имена и значения всех корректно описанных переменных раздела Section. Формат :
имя_переменной = значение
EraseSection(const Section: string);
Удалить раздел Section со всем содержимым
ReadBool(const Section, Ident: string; Default: Boolean): Boolean;
Прочитать значение переменной типа Boolean раздела Section с именем Ident, и если его нет, то вместо него подставить значение Default.
ReadInteger(const Section, Ident: string; Default: Longint): Longint;
Прочитать значение переменной типа Longint раздела Section с именем Ident, и если его нет, то вместо него подставить значение Default.
ReadString(const Section, Ident, Default: string): string;
Прочитать значение переменной типа String раздела Section с именем Ident, и если его нет, то вместо него подставить значение Default.
Free;
Закрыть и освободить ресурс. Необходимо вызвать при завершении работы с INI файлом
Property Values[const Name: string]: string;
Доступ к существующему параметру по имени Name

Пример :

Procedure TForm1.FormClose(Sender: TObject);
var
IniFile:TIniFile;
begin
IniFile := TIniFile.Create('d:\test.INI'); { Создали экземпляр объекта }
IniFile.WriteBool('Options', 'Sound', True); { Секция Options: Sound:=true }
IniFile.WriteInteger('Options', 'Level', 3); { Секция Options: Level:=3 }
IniFile.WriteString('Options' , 'Secret password', Pass);
{ Секция Options: в Secret password записать значение переменной Pass }
IniFile.ReadSection('Options ', memo1.lines); { Читаем имена переменных}
IniFile.ReadSectionValues('Options ', memo2.lines); { Читаем имена и значения }
IniFile.Free; { Закрыли файл, уничтожили объект и освободили память }
end;



Как работать с палитрой в Delphi? Изменить палитру цветов у TImage BMP картинки.

Палитра в TBitmap и TMetaFile доступна через property Palette. Если палитра имеется (что совсем необязательно), то Palette<>0:

procedure TMain.BitBtnClick(Sender: TObject);
var
Palette : HPalette;
PaletteSize : Integer;
LogSize: Integer;
LogPalette: PLogPalette;
Red : Byte;
begin
Palette := Image.Picture.Bitmap.ReleasePalette;
// здесь можно использовать просто Image.Picture.Bitmap.Palette, но я не
// знаю, удаляются ли ненужные палитры автоматически
if Palette=0 then exit; //Палитра отсутствует
PaletteSize := 0;
if GetObject(Palette, SizeOf(PaletteSize), @PaletteSize) = 0 then Exit;
// Количество элементов в палитре = paletteSize
if PaletteSize = 0 then Exit; // палитра пустая
// определение размера палитры
LogSize := SizeOf(TLogPalette) + (PaletteSize - 1) * SizeOf(TPaletteEntry);
GetMem(LogPalette, LogSize);
try
// заполнение полей логической палитры
with LogPalette^ do begin
palVersion := $0300; palNumEntries := PaletteSize;
GetPaletteEntries(Palette, 0, PaletteSize, palPalEntry);
// делаете что нужно с палитрой, например:
Red := palPalEntry[PaletteSize-1].peRed;
Edit1.Text := 'Красная составляющего последнего элемента палитры ='+IntToStr(Red);
palPalEntry[PaletteSize-1].peRed := 0;
//.......................................
end;
// завершение работы
Image.Picture.Bitmap.Palette := CreatePalette(LogPalette^);
finally
FreeMem(LogPalette, LogSize);
// я должен позаботиться сам об удалении Released Palette
DeleteObject(Palette);
end;
end;

{ Этот модуль заполняет фон формы рисунком bor6.bmp (256 цветов)
и меняет его палитру при нажатии кнопки }
unit bmpformu;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;
type
TBmpForm = class(TForm)
Button1: TButton;
procedure FormDestroy(Sender: TObject);
procedure FormPaint(Sender: TObject);
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure FormCreate(Sender: TObject);
private
Bitmap: TBitmap;
procedure ScrambleBitmap;
procedure WMEraseBkgnd(var m: TWMEraseBkgnd); message WM_ERASEBKGND;
end;
var
BmpForm: TBmpForm;
implementation
{$R *.DFM}
procedure TBmpForm.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Bitmap := TBitmap.Create;
Bitmap.LoadFromFile('bor6.bmp');
end;
procedure TBmpForm.FormDestroy(Sender: TObject);
begin
Bitmap.Free;
end;
// since we're going to be painting the whole form, handling this
// message will suppress the uneccessary repainting of the background
// which can result in flicker.
procedure TBmpform.WMEraseBkgnd(var m : TWMEraseBkgnd);
begin
m.Result := LRESULT(False);
end;
procedure TBmpForm.FormPaint(Sender: TObject);
var x, y: Integer;
begin
y := 0;
while y < Height do begin
x := 0;
while x < Width do begin
Canvas.Draw(x, y, Bitmap);
x := x + Bitmap.Width;
end;
y := y + Bitmap.Height;
end;
end;
procedure TBmpForm.Button1Click(Sender: TObject);
begin
ScrambleBitmap; Invalidate;
end;
// scrambling the bitmap is easy when it's has 256 colors:
// we just need to change each of the color in the palette
// to some other value.
procedure TBmpForm.ScrambleBitmap;
var
pal: PLogPalette;
hpal: HPALETTE;
i: Integer;
begin
pal := nil;
try
GetMem(pal, sizeof(TLogPalette) + sizeof(TPaletteEntry) * 255);
pal.palVersion := $300;
pal.palNumEntries := 256;
for i := 0 to 255 do
begin
pal.palPalEntry[i].peRed := Random(255);
pal.palPalEntry[i].peGreen := Random(255);
pal.palPalEntry[i].peBlue := Random(255);
end;
hpal := CreatePalette(pal^);
if hpal <> 0 then
Bitmap.Palette := hpal;
finally
FreeMem(pal);
end;
end;
end.






Заполняет Canvas рисунком с рабочего стола, учитывая координаты.

Function PaintDesktop(HDC) : boolean;
Например: PaintDesktop(form1.Canvas.Handle);





Как вставить растровое изображение в компонент ListBox?

Для этого необходимо установить в инспекторе объектов поле Style в lbOwnerDrawFixed, при фиксированной высоте строки, или в lbOwnerDrawVariable, при переменной, и установить собственный обработчик события для OnDrawItem. В этом обработчике и надо рисовать растровое изображение.
Пример:
Рисуются изображения размером 32*16 (размер стандартного глифа для Delphi). Очень полезно при поиске нужного изображения для кнопок!
Установить в инспекторе объектов для ListBox поле ItemHeight = 19, а поле Color = clBtnFace.

{ Загрузить список файлов в ListBox1 при нажатии на кнопку Load (например)}
procedure TForm1.bLoadClick(Sender: TObject);
VAR S : String;
begin
ListBox1.Clear; {чистим список}
S := '*.bmp'#0; {задаем шаблон}
ListBox1.Perform(LB_DIR, DDL_ReadWrite, Longint(@S[1])); {заполняем список}
end;
............
{Отобразить изображения и имена файлов в ListBox}
procedure TForm1.ListBox1DrawItem(Control: TWinControl; Index: Integer;
Rect: TRect; State: DrawState);
VAR
Bitmap : TBitmap;
Offset : Integer;
BMPRect: TRect;
begin
WITH (Control AS TListBox).Canvas DO BEGIN
FillRect(Rect);
Bitmap := TBitmap.Create;
Bitmap.LoadFromFile(ListBox1.Items[Index]);
Offset := 0;
IF Bitmap <> NIL THEN BEGIN
BMPRect := Bounds(Rect.Left+2, Rect.Top+2,
(Rect.Bottom-Rect.Top-2)*2, Rect.Bottom-Rect.Top-2);
{StretchDraw(BMPRect, Bitmap); Можно просто нарисовать, но лучше сначала убрать фон}
BrushCopy(BMPRect,Bitmap, Bounds(0, 0, Bitmap.Width, Bitmap.Height),
Bitmap.Canvas.Pixels[0, Bitmap.Height-1]);
Offset := (Rect.Bottom-Rect.Top+1)*2;
END;
TextOut(Rect.Left+Offset, Rect.Top, ListBox1.Items[Index]);
Bitmap.Free;
END;
end;
Данный пример работает медленно, но оптимизация, для ускорения, вызвала бы трудность в понимании общего принципа его работы.



Можно ли из Delphi рисовать в любой части экрана или в чужом окне?

Для этого надо воспользоваться функциями API. Получить контекст чужого окна, либо всего экрана:
function GetDC(Wnd: HWnd): HDC;
где Wnd - указатель на нужное окно, или 0 для получения контекста всего экрана.
И далее, пользуясь функциями API, нарисовать все что надо.
Пример:

PROCEDURE DrawOnScreen;
VAR ScreenDC: hDC;
BEGIN
ScreenDC := GetDC(0); {получить контекст экрана}
Ellipse(ScreenDC, 0, 0, 200, 200); {нарисовать}
ReleaseDC(0,ScreenDC); {освободить контекст}
END;
Не забывайте после своих манипуляций посылать пострадавшим (или всем) окнам сообщение о необходимости перерисовки, для восстановления их первоначального вида.



Написание текста под углом

{ Эта процедура устанавливает угол вывода текста для указанного Canvas, угол в градусах }
{ Шрифт должен быть TrueType ! }
procedure CanvasSetTextAngle(c: TCanvas; d: single);
var LogRec: TLOGFONT; { Информация о шрифте }
begin
{Читаем текущюю инф. о шрифте }
GetObject(c.Font.Handle,SizeOf(LogRec) ,Addr(LogRec) );
{ Изменяем угол }
LogRec.lfEscapement := round(d*10);
{ Устанавливаем новые параметры }
c.Font.Handle := CreateFontIndirect(LogRec);
end;



Преобразование цвета RGB HLS

{ Максимальные значения }
Const
HLSMAX = 240;
RGBMAX = 255;
UNDEFINED = (HLSMAX*2) div 3;
Var
H, L, S : integer; { H-оттенок, L-яркость, S-насыщенность }
R, G, B : integer; { цвета }
procedure RGBtoHLS;
Var
cMax,cMin : integer;
Rdelta,Gdelta,Bdelta : single;
Begin
cMax := max( max(R,G), B);
cMin := min( min(R,G), B);
L := round( ( ((cMax+cMin)*HLSMAX) + RGBMAX )/(2*RGBMAX) );
if (cMax = cMin) then begin
S := 0; H := UNDEFINED;
end else begin
if (L <= (HLSMAX/2)) then
S := round( ( ((cMax-cMin)*HLSMAX) + ((cMax+cMin)/2) ) / (cMax+cMin) )
else
S := round( ( ((cMax-cMin)*HLSMAX) + ((2*RGBMAX-cMax-cMin)/2) )
/ (2*RGBMAX-cMax-cMin) );
Rdelta := ( ((cMax-R)*(HLSMAX/6)) + ((cMax-cMin)/2) ) / (cMax-cMin);
Gdelta := ( ((cMax-G)*(HLSMAX/6)) + ((cMax-cMin)/2) ) / (cMax-cMin);
Bdelta := ( ((cMax-B)*(HLSMAX/6)) + ((cMax-cMin)/2) ) / (cMax-cMin);
if (R = cMax) then H := round(Bdelta - Gdelta)
else if (G = cMax) then H := round( (HLSMAX/3) + Rdelta - Bdelta)
else H := round( ((2*HLSMAX)/3) + Gdelta - Rdelta );
if (H < 0) then H:=H + HLSMAX;
if (H > HLSMAX) then H:= H - HLSMAX;
end;
if S<0 then S:=0; if S>HLSMAX then S:=HLSMAX;
if L<0 then L:=0; if L>HLSMAX then L:=HLSMAX;
end;
procedure HLStoRGB;
Var
Magic1,Magic2 : single;
function HueToRGB(n1,n2,hue : single) : single;
begin
if (hue < 0) then hue := hue+HLSMAX;
if (hue > HLSMAX) then hue:=hue -HLSMAX;
if (hue < (HLSMAX/6)) then
result:= ( n1 + (((n2-n1)*hue+(HLSMAX/12))/(HLSMAX/6)) )
else
if (hue < (HLSMAX/2)) then result:=n2 else
if (hue < ((HLSMAX*2)/3)) then
result:= ( n1 + (((n2-n1)*(((HLSMAX*2)/3)-hue)+(HLSMAX/12))/(HLSMAX/6)))
else result:= ( n1 );
end;
begin
if (S = 0) then begin
B:=round( (L*RGBMAX)/HLSMAX ); R:=B; G:=B;
end else begin
if (L <= (HLSMAX/2)) then Magic2 := (L*(HLSMAX + S) + (HLSMAX/2))/HLSMAX
else Magic2 := L + S - ((L*S) + (HLSMAX/2))/HLSMAX;
Magic1 := 2*L-Magic2;
R := round( (HueToRGB(Magic1,Magic2,H+(HLSMAX/3))*RGBMAX + (HLSMAX/2))/HLSMAX );
G := round( (HueToRGB(Magic1,Magic2,H)*RGBMAX + (HLSMAX/2)) / HLSMAX );
B := round( (HueToRGB(Magic1,Magic2,H-(HLSMAX/3))*RGBMAX + (HLSMAX/2))/HLSMAX );
end;
if R<0 then R:=0; if R>RGBMAX then R:=RGBMAX;
if G<0 then G:=0; if G>RGBMAX then G:=RGBMAX;
if B<0 then B:=0; if B>RGBMAX then B:=RGBMAX;
end;



Число цветов (цветовая палитра) у данного компьютера

Эта функция возвращает число бит на точку у данного компьютера. Так, например, 8 - 256 цветов, 4 - 16 цветов ...

function GetDisplayColors : integer;
var tHDC : hdc;
begin
tHDC:=GetDC(0);
result:=GetDeviceCaps(tHDC, 12)* GetDeviceCaps(tHDC, 14);
ReleaseDC(0, tHDC);
end;



Копирование экрана

unit ScrnCap;
interface
uses WinTypes, WinProcs, Forms, Classes, Graphics, Controls;
{ Копирует прямоугольную область экрана }
function CaptureScreenRect(ARect : TRect) : TBitmap;
{ Копирование всего экрана }
function CaptureScreen : TBitmap;
{ Копирование клиентской области формы или элемента }
function CaptureClientImage(Control : TControl) : TBitmap;
{ Копирование всей формы элемента }
function CaptureControlImage(Control : TControl) : TBitmap;
{===============================================================}
implementation
function GetSystemPalette : HPalette;
var
PaletteSize : integer;
LogSize : integer;
LogPalette : PLogPalette;
DC : HDC;
Focus : HWND;
begin
result:=0;
Focus:=GetFocus;
DC:=GetDC(Focus);
try
PaletteSize:=GetDeviceCaps(DC, SIZEPALETTE);
LogSize:=SizeOf(TLogPalette)+(PaletteSize-1)*SizeOf(TPaletteEntry);
GetMem(LogPalette, LogSize);
try
with LogPalette^ do
begin
palVersion:=$0300;
palNumEntries:=PaletteSize;
GetSystemPaletteEntries(DC, 0, PaletteSize, palPalEntry);
end;
result:=CreatePalette(LogPalette^);
finally
FreeMem(LogPalette, LogSize);
end;
finally
ReleaseDC(Focus, DC);
end;
end;
function CaptureScreenRect(ARect : TRect) : TBitmap;
var
ScreenDC : HDC;
begin
Result:=TBitmap.Create;
with result, ARect do begin
Width:=Right-Left;
Height:=Bottom-Top;
ScreenDC:=GetDC(0);
try
BitBlt(Canvas.Handle, 0,0,Width,Height,ScreenDC, Left, Top, SRCCOPY );
finally
ReleaseDC(0, ScreenDC);
end;
Palette:=GetSystemPalette;
end;
end;
function CaptureScreen : TBitmap;
begin
with Screen do
Result:=CaptureScreenRect(Rect(0,0,Width,Height));
end;
function CaptureClientImage(Control : TControl) : TBitmap;
begin
with Control, Control.ClientOrigin do
result:=CaptureScreenRect(Bounds(X,Y,ClientWidth,ClientHeight));
end;
function CaptureControlImage(Control : TControl) : TBitmap;
begin
with Control do
if Parent=Nil then
result:=CaptureScreenRect(Bounds(Left,Top,Width,Height))
else
with Parent.ClientToScreen(Point(Left, Top)) do
result:=CaptureScreenRect(Bounds(X,Y,Width,Height));
end;
end.



<< ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ



Материалы находятся на сайте https://exelab.ru/pro/



Оригинальный DVD-ROM: eXeL@B DVD !


Вы находитесь на EXELAB.rU
Проект ReactOS