Оригинальный DVD-ROM: eXeL@B DVD !
eXeL@B ВИДЕОКУРС !

ВИДЕОКУРС ВЗЛОМ
выпущен 3 апреля!


УЗНАТЬ БОЛЬШЕ >>
Домой | Статьи | RAR-cтатьи | FAQ | Форум | Скачать | Видеокурс
Новичку | Ссылки | Программирование | Интервью | Архив | Связь

ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА C и С++



Возможности языков семейства Си по истине безграничны, однако, в этой свободе кроются и недостатки: всегда нужно программисту держать ухо востро и контроллировать "переполнение буфера", чтобы потом программа не вылетала в "синий экран" на массе разнообразных версий Windows и железа у пользователей. Те же крэкеры и реверсеры специально ищут в коде программ на Си уязвимости, куда можно подсадить любой вирусный код, об этом более подробно автор рассказывал в своём видеокурсе здесь. Я там многое узнал и теперь мой код стал значительно более безопасный.

1. Что такое QT?
=================
Qt -- это кроссплатформенная библиотека, целью которой является вытеснение нативных API из ваших программ. Сейчас Qt -- это огромный объектно-ориентированный комбайн, в большинстве случаев позволяющий обойтись без привлечения каких-либо иных библиотек. В первую очередь Qt -- отличное средство для создания графического пользовательского интерфейса (GUI). В состав Qt входит дизайнер, позволяющий легко создавать графические интерфейсы для вашего приложения. Вам не придется заботиться о написании файлов сборки для каждой из платформ, за вас это сделают Qt. Достаточно просто написать файл проекта, в который внести все используемые файлы, и файл сборки можно будет создать одним вызовом утилиты qmake (естественно, под управлением целевой платформы). От себя добавлю, что иногда этот файл приходится править руками (а как же). О значимости данной библиотеки говорит хотя бы то, что она используется в таких успешных проектах, как Borland C++ Builder 6 и Opera.

2. Где достать?
================
Библиотека поставляется по нескольким лицензиям, одни из которых -- платные, другие -- нет. Под оконную систему X11 всегда можно с сайта www.trolltech.com легально взять GPL-версию Qt (и использовать, естественно, только в некоммерческих проектах). С системой Windows дело обстоит сложнее, поскольку, по мнению верхушки TrollTech, эта система не является ареной OpenSource-разработки. Последняя бесплатная версия для Windows -- 2.3.0. Текущей на данный момент является версия 3.3.1. В скором времени ожидается версия 4.

3. Технические подробности
=============================
Изначало Qt "работало" на пользовательский интерфейс. И именно поэтому эта часть библиотеки наиболее
используема и наиболее развита. Интересен подход к позиционированию виджетов (виджет -- элемент GUI, всё что рисуется на окошке, включая его само) -- система слоёв (layout) позволяет вам забыть об абсолютном позиционировании, как о страшном сне. Теперь класс Layout сам следит за тем, что вы делаете с, например, главным окном и позиционирует все внутренние виджеты вслед за изменением геометрии этого окошка. Центральной идеей Qt является сигнально-слотовый механизм, реализующий взаимосвязь между объектами. Этот механизм реализован посредством прекомпиляции, что позволяет использовать его без всяких
ухищрений (если вы заинтересованы в Qt, прямо в данный момент забудьте о callback-вызовах ). Каждый Qt-объект (не только вызуальные элементы!) может генерировать некоторые сигналы, жестко зашитые в структуру его класса. Сигнал -- это функция, объявленная в специальной секции signals и не имеющая реализации ("тела") а только передаваемые аргументы. К сигналу объекта (заметьте, не класса) могут быть подключены слоты. Слот -- это всего лишь метод, также объявленный в специальных секциях "slots". Слоты могут быть доступными (секция "public slots"), защищенными ("protected slots") и скрытыми ("private slots"). При помощи специального метода connect слот подсоединяется к сигналу. Небольшой пример:

  connect(myValueDetector, SIGNAL(ValueChange( Value a),
          myApplicationUpdater, SLOT(onValueChange( Value a ))));




После чего при каждом "испускании" сигнала ValueChange объектом myValueDetector будет вызываться слот onValueChange объекта myApplicationUpdater. Плюсы -- к одному сигналу можно подключить несколько слотов. Минусы -- один слот нельзя использовать для нескольких сигналов (например, для обработки группы кнопок). Сравните с системой событий VCL/CLX -- там как раз всё наоборот. Рассмотрим небольшой пример использования сигнально-слотового механизма:

//то, что инициирует сигнал для изменения
class aValueDetector:public QObject
{
  Q_OBJECT // нужно для объявления сигналов и слотов
public:
    aValueDetector( Value a );
signals:
    ValueChange( Value a );
}
//то, что его сможет обработать
class aApplicationUpdater:public QObject
{
  Q_OBJECT
public:
    aApplicationUpdater();
public slots:
    onValueChange( Value a );
}
// то, что всем управляет
class aApplication
{
public:
    aApplication()
{
//некоторый код
..................
//а вот теперь самое главное
  connect(myValueDetector, SIGNAL(ValueChange( Value a )),
          myApplicationUpdater, SLOT(onValueChange( Value a ))));
// причем, заметьте, один сигнал может вызывать и другой сигнал и иметь несколько коннектов
// одновременно
}
protected:
    aValueDetector*      myValueDetector;
    aApplicationUpdater* myApplicationUpdater;
}




Как видите, код "немного" отличается от стандартного C++. Данный текст подаётся на вход мета-компилятора moc, который из него уже производит стандартный код C++, который затем компилируется любым компилятором. Moc отличает "свои", т.е. поддерживающие сигнально-слотовый механизм, классы от стандартных по ключевому слову Q_OBJECT в самом начале объявления класса.

Перечислим основные достоинства ядра библиотеки Qt:
* встроенная поддержка Unicode и локализации (очень хорошо и очень правильно реализованной, смею заметить). В Qt4 обещают новый механизм рендеринга шрифтов, поддерживающий Unicode.
* мощные события и фильтры событий (событие - это что-то вроде универсального сигнала, который можно посылать любому виджету, распознавать и соотвествующим образом обрабатывать с помощью фильтров. Например нажатие различных клавиш)
* многофункциональные управляемые интервалами таймеры которые делают возможным просто и быстро вставлять много разных заданий в управляемый событиями ГПИ.
* иерархические и настраиваемые объектные деревья, организующие принадлежность объектов естественным образом.
* защищенные указатели QGuardedPtr, которые автоматически принимают значение NULL при уничтожении соответствующего объекта, в отличие от обычных указателей в C++, которые в этом случае становятся "неопределенными указателями".
* Удобная документация, доступная и на русском языке (ссылки к сожалению не знаю, но могу с удовольствием выслать по заявке).

В состав ядра библиотеки входят как классы для построения GUI (например: метка, поле ввода, кнопка и т.п.), так и классы, предназначенные для организации различных струтур хранения данных (например, списковых), работы с файлами, сетевого взаимодействия и многого другого. Некоторые из этих возможностей реализованы в виде дополнительных модулей:
* модуль Canvas, мощный инструмент для работы с двухмерной графикой. Он использует принцип структурирования графики, что, несомненно, будет полезно в программировании простых двухмерных игр и подобного рода вещах. Холст состоит из нескольких "элементов", каждый элемент представлен объектом. Поддерживается также ряд интересных возможностей, таких как collision-detection, перемещение(нет в бесплатных версиях для Windows) объектов с определенными скоростями по осям. Подробнее читаем по ссылке: Ссылка
* модуль Network, обеспечивающий поддержку сети в приложениях.
* модуль OpenGL, позволяющий работать с трехмерной графикой при помощи портабельной библиотеки OpenGL. Поддерживается с версии 2.3.2.
* модуль SQL, реализующий доступ к базам данных из приложений Qt. Данный модуль разбит на три уровня: пользовательский (элементы интерфейса), программный (абстрактный доступ к базам данных) и уровень драйверов.
* модуль Table, предоставляющий в ваше распоряжение сетку для отображения табличных данных. Сетка являет собой очень мощный и гибкий интерфейс, работать с которым -- одно удобольствие
* модуль XML, использующий интерфейс SAX2 и реализацию DOM второго уровня.

Это далеко не полный перечень возможностей Qt.

3. Как написать простенькое приложение на QT?
=================================================
Создадим файл main.cpp следующего содержания:

#include <qapplication.h>
#include <qpushbutton.h>
int main( int argc, char **argv )
{
    QApplication a( argc, argv );
    QPushButton hello( "Привет, Мир!", 0 ); // Создаём кнопку
    hello.resize( 100, 30 );                // растягиваем её до нужных размеров
    a.setMainWidget( &hello );              // Делаем кнопку основным виджетом, это нужно для того, // чтобы при закрытии этой самой кнопки всё приложение завершило свою работу
    hello.show();
    return a.exec(); 
}




Теперь напишем файл проекта (simple.pro):


PROJECT                = simple
TEMPLATE               = app
CONFIG                = qt warn_on debug
SOURCES                = main.cpp
TARGET                = simple




В командной строке наберем:

qmake simple.pro





И теперь черед утилиты make: приложение готово Запускаем, наблюдаем окошко с кнопочкой.


<< ВЕРНУТЬСЯ В ПОДРАЗДЕЛ

<< ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ




Материалы находятся на сайте https://exelab.ru/pro/



Оригинальный DVD-ROM: eXeL@B DVD !


Вы находитесь на EXELAB.rU
Проект ReactOS